Правый крайний Команды ОКР и «Лады» Ольга Фомина в интервью «Риа Новости» рассказала о кофе в олимпийской деревне, фанатичной любви македонцев к ручному мячу и том, как вернуть россиянам интерес к спорту.
– Перед стартом Олимпиады вы сыграли товарищеский матч с голландками. Тренеры потом говорили, что во втором тайме команда выглядела тяжело. Сказалась акклиматизация или тяжелая дорога на матч?
– Думаю, все вместе сказалось. В первый день после перелета я чувствовала себя хорошо, но потом три дня подряд – все хуже и хуже. Сейчас идет обратный процесс. Уже скоро игры, пора акклиматизироваться. Мы продолжаем верить науке, а врачи говорят, что все нормально. Как раз к 24-25 числу должны выйти на пик формы.
– Стартуете матчем против сборной Бразилии. Алексей Алексеев сказал, что с бразильянками лучше бы играть попозже, потому что это возрастная команда, которая может потерять форму по ходу турнира. Что об этом сопернике думаете вы?
– Даже не задумывалась над этим вопросом. К первому матчу все соперники будут бодры. Какая команда подходит к старту Олимпиады не в лучшей форме? Тут неважно, с кем встречаться. Главное, чтобы мы показали нужные эмоции, характер и желание.
– Создается впечатление, что наша группа сложнее, чем соседняя. Это обманчиво?
– Не хотела бы заниматься прогнозами. Бывает так, что ты ждешь от команды невероятной игры, а она ее не показывает. Норвежки могут начать не так прекрасно, но они набирают от матча к матчу. Кто-то, наоборот, выдает классную игру на старте, хотя их считали аутсайдерам. Поэтому сравнивать группы точно не стоит.
– В 2019 году в Японии проходил чемпионат мира. Это было не в Токио, но, тем не менее – воспоминания с того турнира накатывают?
– Народ, который нас окружает, уже как родной. Японцы постоянно кланяются, они очень вежливые, всегда стараются помочь. Такой у них характер. Здесь все чисто, аккуратно, они следят за уборкой мусора, чтобы ничего нигде не валялось. Пока мы видели Токио только из окна автобуса, но мне очень понравилось. Тут все очень гармонично, не так, как в Европе или у нас, когда современные здания строят рядом со старыми. Тут все в едином стиле и выглядит красиво. Сложно сравнивать столицу с Кумамото, где проходил чемпионат мира, потому что это маленький провинциальный городок. А в Токио – небоскребы и мосты.
– Нас ждет уникальная Олимпиада – совсем без зрителей. Хоть какие-то плюсы в этом есть?
– Только рост рейтингов трансляции на телеканалах. Но сейчас главная задача сохранять здоровье людей по всему миру. Все меры приняты для этого. Что сетовать? Мы уже играли в таких условиях – будем продолжать.
– Еще каждый день приходят новости, что опять кто-то сдал положительный тест на коронавирус. Причем среди спортсменов тоже есть случаи заражения. Вас это не настораживает? До минимума снизили контакты с незнакомыми людьми?
– А мы здесь практически ни с кем и не общаемся!
– На первую тренировку сборной в зале Национального стадиона «Йойоги» пришел Евгений Трефилов и довольно активно подсказывал с трибуны. Какова сейчас его роль в команде?
– Евгений Васильевич приехал отдельно, и мы сами впервые увидели его уже на тренировке. Быстренько поздоровались и побежали работать. Конечно, ему хочется участвовать в процессе, он переживает, поэтому так реагирует на тренировках. Ему важен результат, но он больше общается с тренерами.
– Россия – действующий олимпийский чемпион. Как лучше относиться к нынешнему турниру: мы защищаем титул или начинаем все с чистого листа?
– Надо относиться, как к началу с чистого листа. Иногда память о старых заслугах мешает. Это во-первых. Во-вторых, у нас полкоманды не было в Рио и всем хочется стать олимпийскими чемпионками. Начинаем все заново!
– Вы уже успели потренироваться на той самой арене, где пройдет весь олимпийский турнир. Дарья Дмитриева сказала, что это суперзал. Какие впечатления у вас?
– Мне он тоже очень понравился. Больше всего нравится то, что и в тренировочном, и в основном зале одинаковое покрытие. Девочки, у которых есть старые травмы, на это остро реагируют. Сейчас мы не заметили разницы между залами. Единственное отличие – игровая арена намного больше. Мы даже расстроились, что не будет зрителей.
– Много и хорошего, и плохого говорят об олимпийской деревне. Вам все понравилось?
– Я неприхотливый человек. Удивляюсь негативным отзывам. Да, на первый взгляд кажется, что все простенько и хлюпко, но достаточно крепкое. Те же кровати – попробуй сломай. Все сделано для того, чтобы после отъезда спортсменов организаторы смогли все быстро убрать и получились готовые квартиры. Чтобы мы ничего не попортили никаким образом (улыбается). Все аккуратно, места достаточно. Деревня большая и красивая. Мне все нравится.
– Были люди, которые прыгали на картонных кроватях, чтобы проверить их на прочность. У вас в команде такого челленджа не было?
– Мы в этом не участвовали. Муж рассказывал, что видел смешные ролики с этими кроватями, но я пока не занималась этим вопросом.
– Вы были на Олимпиаде в Лондоне. Что общего с нынешними Играми и в чем отличия?
– Много общего: классная атмосфера праздника, большое количество спортсменов, дома в деревне очень близко друг к другу, все вместе. Я даже на днях написала, что мы живем друг у друга на головах. Но на самом деле у меня размытые воспоминания о деревне в Лондоне. Тяжело сравнивать.
– Самое интересное развлечение в деревне – встречи с мировыми спортивными знаменитостями. Ваши подруги уже сфотографировались с Новаком Джоковичем. А вы его видели?
– Мы уже смеялись над этим. По-моему, у девчонок есть какие-то локаторы. Я хожу – никого не вижу, и замечаю знаменитостей, когда с ними уже все сфотографировались. Смотрю – а звезда уже далеко. Конечно, я бы тоже хотела фото с Джоковичем.
– Уже появились любимые блюда в олимпийской столовой?
– Мне очень нравится местный рис – продолговатый, немножко слипшийся. С мясным соусом очень вкусно! А в целом все стандартно. Перед тренировкой или игрой – свежие салаты и макароны с мясом.
– Рискнули попробовать что-то чисто японское?
– Видела только роллы, но они достаточно простые. Я не такой большой фанат суши. Есть местные жареные пельмешки – я взяла несколько штучек, оказалось вкусно. Совсем экзотических блюд не видела.
– В Токио стоит очень неприятная удушающая жара. Уже успели прочувствовать ее на себе?
– Действительно, очень жарко, причем с самого раннего утра. Пекло уже в восемь часов. Но в помещениях комфортно – везде кондиционеры. В залах даже слишком продувает. В деревне у нас три кондиционера на две комнаты. Единственное, что настораживает – может быть сильный перепад, когда выходишь на жару из прохладной комнаты. Некоторые боятся простудиться.
– У вас была тренировка по йоге, которую потом очень хвалили тренеры. Расскажите, чем она так помогла.
– Это была наша инициатива. Захотели взбодриться и провести время вместе. Такой тимбилдинг. Мне понравилось!
– После нее действительно было легче тренироваться?
– Не знаю, связано ли это с ней, но на тренировке после йоги действительно было легче.
– Несколько лет назад вы играли в Македонии за «Вардар». Говорят, это удивительная страна, где даже в барах на стенах висят майки не футболистов, а гандболистов.
– Это правда. Особенно они любят мужской гандбол – ходят толпы народа. В России я нигде такого не видела, чтобы на матч приходило столько людей, чтобы это был праздник гандбола. Сидишь на трибуне, слушаешь все эти скандирования, и захватывает дух.
– На улицах узнавали?
– Только я приехала, еще даже потренироваться не успела, а все соседи уже знали, что я гандболистка из России. Подходили, спрашивали, чем помочь, что показать. Говорили, что рады меня видеть. Колоссальная поддержка!
– Балканские фанаты – это чистое безумие. На матчи женской команды они тоже приходили?
– У нас была хорошая поддержка. А фанаты – это горячая балканская кровь. Там за своих порвут любого. При этом в Македонии было еще не очень жестко. В Черногории или Румынии тебе запросто может что-то прилететь за шиворот – бумажки или монетки. Всякое бывало.
– Что больше всего удивило в Македонии?
– Это небольшая страна, где очень любят гандбол. Меня приятно удивило, что там наш вид спорта насколько популярен. Нам в этом плане есть куда стремиться.
– А в бытовом плане?
– У меня осталась масса положительных эмоций: природа, горы, климат. Все было супер! Я успела поездить по некоторым местам. Ко мне приезжала семья, подруги, брат. Пытались найти для себя что-то новое. При этом везде ты мог найти поддержку. Я нашла там щенка и приютила его у себя. Когда мне приходилось уезжать, семья, с которой я дружила, забирала его себе. Мы ходили друг к другу в гости. Знакомились чуть ли не на каждом шагу – все доброжелательные и открытые.
– Тяжело было оттуда уезжать?
– Двоякие ощущения. Вроде бы и прикипела к стране, к теплому климату, но соскучилась по родине. В Македонии темпераментный и открытый народ, но я не такая – скорее интроверт. Хочется больше русской души. Даже если она и немножко грустная.
– На днях ВЦИОМ опубликовал опрос, где 97% участников не смогли назвать ни одного спортсмена из российской олимпийской команды. После Македонии, где гандболистов узнают на улицах, такое расстраивает?
– Я удивлена. Неужели совсем никого не смогли назвать? У нас большая страна, у людей масса забот. Многие не задумываются о спорте, пытаются жить, зарабатывать. Кто-то переживает за свое здоровье. Те, кому надо, нас знают. Хотя, конечно, я надеюсь, что любителей спорта станет больше и все будут болеть за нас.
– При этом многие люди говорили, что станут смотреть Олимпиаду. Получается, все в ваших руках – яркие победы могут привлечь людей.
– Конечно, победы всегда приносят больше популярности. Гандбол взлетел после золота в Рио. Нас хотя бы перестали спрашивать, что это такое. Надеюсь, что у всей нашей сборной получится добыть много медалей, чтобы поднять рейтинг спорта в стране.
– И тогда будут узнавать на улицах.
– Это не самое главное и я к этому не стремлюсь. Важнее, чтобы люди интересовались спортом и болели за своих. Спорт объединяет, вдохновляет. Он действительно может дать людям толчок для чего-то нового.
Сергей Яременко / «РИА Новости»
Фото: Дмитрий Христич / ФГР